Левши в художественной литературе
Мы очень любим читать! А вы? Какие жанры предпочитаете? Какие авторы любимые?
У нас появилась идея создать список книг, так или иначе рассказывающих про левшей. Сейчас мы говорим не про научные издания и исследования, а про художественную литературу. Думаем, что это отличный способ посмотреть на левшество «со стороны» и глазами разных людей. Левши в художественной литературе. Интересно?
Что ж, пожалуй, начнем!
Книга № 1.
«Левша» Николая Лескова
Мы не могли не начать знакомство с темой левшества в художественной литературе с этого произведения. Оно занимает ведущие позиции во всех поисковиках и входит в школьную программу, часто на слуху и уже стало своеобразным мемом, символизирующим талант, находчивость и смекалку.
Все мы проходили «Левшу» в школе, многие из нас проходили его «мимо». А зря! Самое время наверстать упущенное и перечитать «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе».
«Там, где стоит «левша», надо читать «русский народ», -говорил сам Лесков.
Действительно, «левша» в каком-то смысле стал зеркалом загадочной русской души, о которой так много говорят, но познать никак не могут.
В произведении левша=гений.
Во времена Лескова (конец XIX века) еще не было и в помине такого количества исследований левшества и, зачастую, леворукость ассоциировалась больше с негативом, что не помешало Николаю Семеновичу именно левшу сделать олицетворением гениальности:
Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства… Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет …
Тут мы осмелимся не согласиться с автором — история показала, что гении не перевелись, и по-прежнему многие из них левши.
Книга № 2.
«Почерк Леонардо» Дины Рубиной
Зеркальное письмо, или почерк Леонардо — способ писать слова справа налево. Написанное с легкостью можно прочитать, поднеся к строке зеркало. Имя Леонардо да Винчи упомянуто неслучайно — многие записи он делал именно зеркальным способом (шутка ли это, умысел ли, достоверно не известно).
Леонардо, как известно, был левшой, а такая манера письма встречается часто у тех, чье правое полушарие мозга развито больше левого. Особенно этим «увлекаются» дети (в том числе, и правши). Но вы очень ошибаетесь, если думаете, что книга Дины Рубиной о Леонардо да Винчи и его кодах и шифрах! (не путать с «Кодом да Винчи»!)
О чем же роман?
В нем все, как мы любим — мистика, отражение действительности, страдания и просветления, остракизм и любовь, сверхспособности и сумбур… Спойлера не будет — хочется, чтобы вы получили удовольствие!
Расскажем только, что главная героиня — левша… И этим все сказано. Левша — странный, ненормальный, непонятный мир, загадка для остальных героев. Даже имя у героини особенное, зеркальное — АннА. Она умна, ловка, сообразительна, бесстрашна, талантлива, может, например, увидеть прошлое и предсказать будущее, назвать дату рождения незнакомого человека, тем самым загоняя в тупик страха и отчуждения окружающих. Анна выделяется даже в цирке, где, казалось бы, и без нее хватает странных персонажей.
Дина Рубина отражает существование героини через обрывки воспоминаний, диалоги, разговоры, письма и даже музыку, вовлекая в захватывающий перифраз жизни.
Ссылка на книгу.
Книга № 3.
«Тихий Дон» Михаила Шолохова
В мире художественного вымысла живет прекрасный характерный герой — переученный левша. Его образ красочен, незабываем и известен во всем мире.
Знакомим вас заново с Григорием Мелеховым! Григорий — донской казак, офицер, историю которого мы переживаем, перечитывая эпопею.
Не будем писать рецензию на произведение великого мастера — их много, при желании вы можете выбрать любую. Также советуем пересмотреть экранизацию — получите большое удовольствие. Приведем лишь отрывок про «левую» сторону Григория. Посмотрите, как точно, глубоко, но при этом кратко (практически за один абзац) автор дает нам шанс прочувствовать отношение к левшам в те времена, насилие, преодоление и переучивание, и, в конечном итоге, силу и преимущество!
Цитата из книги:
«Был у Григория один, ему лишь свойственный маневр, который применял он в атаке. Он прибегал к нему, когда чутьем и взглядом распознавал сильного противника, или тогда, когда хотел сразить наверняка, насмерть, сразить одним ударом, во что бы то ни стало.
С детства Григорий был левшой. Он и ложку брал левой рукой и крестился ею же. Жестоко бивал его за это Пантелей Прокофьевич, даже ребятишки-сверстники прозвали его «Гришка-левша». Побои и ругань, надо думать, возымели действие на малолетнего Гришку. С десяти лет вместе с кличкой «левша» отпала у него привычка заменять правую руку левой. Но до последнего времени он мог с успехом делать левой все, что делал правой. И левая была у него даже сильнее.
В атаке Григорий пользовался всегда с неизменным успехом этим преимуществом. Он вел коня на выбранного противника, как и обычно все, заходя слева, чтобы правой рубить; так же норовил и тот, который должен был сшибиться с Григорием. И вот, когда до противника оставался какой-нибудь десяток саженей и тот уже чуть свешивался набок, занося шашку, — Григорий крутым, но мягким поворотом заходил справа, перебрасывая шашку в левую руку. Обескураженный противник меняет положение, ему неудобно рубить справа налево, через голову лошади, он теряет уверенность, смерть дышит ему в лицо… Григорий рушит страшный по силе, режущий удар с потягом.»
Книга № 4.
«Левша на обе ноги» Пелама Вудхауса
Цитата из книги:
«– Будем заниматься по часу каждый день, и если только у вас не обе ноги левые, мы
из вас за месяц сделаем настоящего душку!
– Правда?
– Правда, правда. У меня еще ни разу не было осечек – ну, кроме одного ученика. И
то не по моей вине.
– У него были обе ноги левые?
– У него их вообще не было. Упал с крыши после второго урока, пришлось ампутировать. Я бы его и на деревянных ногах научила танцевать танго, да он сам что-то пал духом.»
Заметьте, ведь не обе правые ноги, а обе левые ноги!
Сборник рассказов «Левша на обе ноги» Вудхауза — очень легкое, воздушное чтение, полное английского юмора и «левоногих» ситуаций, ироничных неловкостей и хеппиэндов. Именно из-за изобилия курьезов и неловкостей сборник назвали «Левша на обе ноги», на самом деле, героев-левшей мы в сборнике не встретили. Идиома «to have two left feet» переводиться как «быть плохим танцором», однако автор обыгрывает ее в контексте.
В сборник также входят рассказы:»Ищейка Билл», «На выручку юному Гасси», «Каникулы Уилтона», «Общительная натура», «Коронованные особы», «У «Гейзенхаймера»», «У «Мака»», «Душа болельщика», «Талисман удачи», «Любовь некрасивого полисмена», «Море бед». Вас ждет очень приятная встреча с героями старой Англии, в том числе, с Берти Вустером и его камердинером Дживсом.
Ссылка на книгу.
Книга № 5.
«Алиса в стране чудес» и «Зазеркалье» Льюиса Кэрролла
Истории про Алису входят в список 12-ти «самых английских» предметов и явлений — история, созданная левшой для левши. Для каждого «Алиса» своя, поэтому мы не будем рассказывать про художественную сторону, а приведем несколько мнений, касающихся больше психологии и восприятия, чем сюжета.
Любопытно, что сам Льюис Кэрролл очень кратко, без изюминки, описывал сюжет:
Героиня находится час под землей, встречает разных птиц и животных, которые умеют разговаривать (и это не феи). Все это сон, но я не открываю правду до конца рассказа.
А английская писательница Вирджиния Вулф считала, что приключения Алисы нельзя отнести к детской литературе, но это книги, в которых мы становимся детьми.
«Сказка исследует много научных концепций современной неврологии — существование непрерывного «я», наши воспоминания о прошлом и восприятие будущего. Она — большой источник знаний о когнитивных свойствах человеческого разума» /Элисон Гопник, Калифорнийский университет в Беркли/.
Группа английских психиатров пришла к выводу, что автор страдал редким видом мигрени: во время ауры человек видит предметы в искажённом, непропорциональном виде. Другие ученые, неврологи, в том числе, Элеонора Магуайр из Университетского колледжа Лондона (она часто использует Белую Королеву для иллюстрации своих идей), пришли к мнению, что память, на самом деле, касается не только прошлого — она помогает вам действовать соответствующим образом в будущем. Чтобы выработать наилучший курс действий, вы смотреть на себя в проекции.
«Я не сомневаюсь, что это произведение стимулирует умственную деятельность, повышает мотивацию и способность к обучению» /Трэвис Прулкс, Тилбургский университет в Нидерландах/.
«Алиса шизоид, еще и левша, а они очень специфические. Очень важно понимать, что названия психотипов — это сокращение. Не вполне корректно сказать «он шизоид». Сокращение было сделано потому, что невозможно произносить полный термин: «личность, которая использует шизоидные защиты». Классифицировать можно защиту, личность — нельзя.
Нужно различать, что есть шизоид, а есть шизофреник. Последний лежит в больнице, и его лечат, а шизоид — нормальный человек» /Екатерина Игнатова, психолог, тренер, член Европейской Ассоциации Трансактного Анализа (EATA)
Ссылка на книгу.
…
Мир художественной литературы богат и многогранен — объять его, как и все необъятное, невозможно, но прикоснуться и постараться осознать хотя бы малую толику можно.
Приятного чтения!
Материал подготовлен Командой «ПравоНалево»
Перепечатка материала возможна только при указании прямой ссылки на страницу материала и упоминании в тексте материала:
Клуб левшей «ПравоНалево»
Основатель клуба — Елена Боева
propravonalevo.com
Рекомендуемые материалы: