Исследовать мозг без левшей! Почему?
При проведении исследований мозга, одно из ключевых правил, которые устанавливают исследователи, исключить левшей из выборки. Исследовать мозг без левшей!
ЛЕВША — НЕТ! ПРАВША — ДА!
Левшам постоянно отказывают, в качестве участников, при проведении различных исследований мозга. Большинство неврологов допускают к научным исследованиям в качестве участников только правшей.
«Многие левши невероятно разочарованы тем, как мало исследований, в которых они могут принять участие», — говорит Лиам Бейли, доктор по психологии и неврологии, который проводит исследования в Университете Далхаузи в Канаде. Сам он с готовностью включает левшей в выборку при проведении различных исследований мозга.
Как минимум около 10% людей предпочитают использовать левую руку как ведущую, при письме. Этот процент остается неизменным, по крайней мере, на протяжении десятков тысяч лет. Несмотря на присутствие левшей, их часто, если не почти всегда, исключаются из нейробиологических исследований.
«Это одно из тех «эмпирических правил», которые люди усваивают, когда начинают заниматься неврологией, а именно, включение левшей в группу при проведении исследований — это плохо», — заявляет Эмма Карлссон, доктор и исследователь в области психологии и когнитивной неврологии в Bangor University в Уэльсе.
ЛЕВША — это вариация выборки!
Исключение левшей из выборки — это попытка уменьшить вариации (искажение) в данных при исследованиях мозга. В исследованиях, использующих нейровизуализацию (как правило показ картинки), таких как сканирование мозга, которое фиксирует, где участки мозга наиболее активны. При этом ученые хотят, чтобы данные можно было сравнить друг с другом. Таким образом, они могут вычислять средние значения по группам и делать выводы о том, как функционирует мозг в целом.
Мозг левшей может работать немного по-другому при выполнении определенных задач. Например, таких как воспроизведение речи или двигательные навыки, из-за особенности латерализации мозга (различные психические функции связываются с левым либо правым полушариями головного мозга).
Мозг имеет два полушария, левое и правое, и они не полностью равны по своему анатомическому строению и функциям. Для некоторых вещей, таких как речь, одно из двух полушарий выполняет основную часть работы. У большинства правшей большая часть обработки речи происходит в левом полушарии мозга. Левши же могут быть менее зависимы от левого полушария при обработке речи. Они могут использовать как левую, так и правую сторону мозга, а иногда и преимущественно правую сторону.
Левши исключаются из исследований, которые изучают речь или двигательные навыки, в которых левши, как ожидается, будут нетипичными по сравнению с основной выборкой. Кроме того, им может быть вообще запрещено участвовать в каких-либо исследованиях головного мозга. Исследование, проведенное Бейли в соавторстве в прошлом году, показало, что в более чем в 1000 работах, опубликованных в 2017 году, только 3,2 процента из более чем 30 000 человек в исследованиях не были правшами.
При постановке более широкого спектра задач, которые ученые включают в исследования, особенно при необходимости использования больших наборов данных (которые должны быть репрезентативными для всей популяции) исследователи, изучающие левосторонность, задают вопрос, — почему и в каких случаях все еще необходимо «игнорировать» левшей.
ЛУЧШЕ ПЕРЕСТРАХОВАТЬСЯ?
«Считается, что лучше всего перестраховаться, быть осторожными и исключить левшей», -сказал Бейли. «Такое мышление очень глубоко укоренилось в когнитивной неврологии».
Пытаясь понять, как работает мозг, мы должны учитывать все особенности функционирования здорового мозга, сказал Карлссон. Включение левшей в выборку может помочь нам узнать больше о мозге, а не испортить наши данные — например, как левая и правая части мозга разделяют работу, или как генетика стимулирует развитие асимметрии мозга.
Левши могут даже не иметь радикально отличающейся структуры мозга для выполнения определенных задач. В мозге левшей и правшей может быть больше вариаций, чем нам известно, — и весь спектр вариаций латерализации мозга не будет раскрыт, пока мы не включим левшей в исследования о мозге.
СЛУХИ И МИФЫ
Слухи и мифы о леворуких людях сохраняются на протяжении веков. В 1903 году итальянский криминолог и врач Чезаре Ломброзо писал, что «преступниками чаще бывают левши».
Ныне дискредитированное исследование 1990-х годов показало, что левши живут не так долго, как правши. Японский психиатр в своей книге «Мир левшей» писал о женщинах, которые боялись, что их мужья разведутся с ними, если они будут левшами. Высказывались предположения, что левши более «яркие» и более умные или, наоборот, более угнетенные или склонны к психическим заболеваниям, таким как шизофрения.
Однако самое заметное различие между левшами, это не их индивидуальность, а латерализация мозга, и это может быть менее радикальным различием, чем считалось ранее. «Левши, как правило, имеют несколько иную латерализацию, чем правши, но это не так экстремально, как мы когда-то думали», — сказал Роэл Виллемс, старший научный сотрудник Donders Institute for Brain Cognition and Behaviour в Нидерландах.
ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ ПРАВШЕЙ И ЛЕВШОЙ?
Виллемс отмечает, что граница между праворукостью и леворукостью, которую создали неврологи, может быть более пластичной, чем мы думаем. Представление о латерализации, как только право или лево может быть не совсем точным.
Когда исследователи речевых функций оставляют в стороне левшей, это делается для того, чтобы избежать включения в выборку людей, которые обрабатывают речь в разных частях мозга. Но на самом деле большинство правшей и левшей обрабатывают речь в левом полушарии мозга. Почти у всех левшей языковые центры также расположены в основном на левой стороне мозга, как и у правшей.
Разница заключается в процентном соотношении левшей и правшей, которые обрабатывают речевые функции в правой части мозга. У правшей около 95% используют левое полушарие для обработки речи. У левшей данные падают до 70%. 15 процентов левшей используют оба своих полушария для обработки речи. И 15 процентов левшей используют вместо этого правое полушарие.
Когда исследователи исключают левшей из выборки исследований, они часто делают это на основе опросника. Он лишь уточняет, является ли человек правшой или левшой. При этом не измеряя работоспособность левой и правой руки, или не спрашивая о том, какой рукой человек выполняет те или иные действия, такие как письмо, рисование, расчесывание волос, еда и многое другое.
Использование такого опросника для определения рукости не может помочь найти людей, которые были вынуждены переучиваться в детстве с левой руки на правую. До недавнего времени не было ничего необычного в том, что родители или учителя насильно переучивали леворуких детей на правшей. В исследовании, проведенном в Тайване в 2007 году, 59 процентов выборки из более чем 200 студентов были переученными левшами.
ЧТО ПОБЕДИТ: ПРИРОДА ИЛИ ВОСПИТАНИЕ?
Исследование, проведенное в Германии в 2010 году, сканировало мозг взрослых, которые были насильно переучены на правшей. Если сравнить их мозговую активность с левшами, то они больше походили на правшей. Но если сравнить их с правшами, то они больше походили на левшей.
«Здесь мы видим очень интересный случай: тренировка и практика не может полностью подавить вашу природную предрасположенность делать все левой рукой», — сказал Виллемс. «В основе лежит очень сложная смесь между природой и воспитанием. Если вы просто соберете всех, кто пишет левой рукой, в одну группу, вы просто смешаете этих людей».
Виллемс считает, что есть группы людей, которые рождаются правшами или левшами. И затем, есть группа людей, которые не рождаются с определенным предпочтением рукости. Но которые предпочитают в большей степени использовать правую или левую руку — и правую руку в этом случае выбирают чаще, потому что это более распространенный выбор, и наш мир создан для правшей.
В конце концов, это означает, что даже в выборке явных правшей вполне вероятно, у кого-то может быть атипичная латеральность функций мозга. «Полностью исключая левшей, вы не уклоняетесь от возможности того, что у кого-то может быть эта характеристика, которую вы пытаетесь избежать», — сказал Бейли.
«Сколько вариаций может быть в мозге и насколько он пластичен?», спрашивает Карлсон. «Мы теряем эту нить индивидуальных различий. И я думаю, что это действительно важно».
Леворукость, это лишь один пример того, как разнообразие выборки ученых в исследованиях может изменить результаты и привести к различным выводам о том, как работают мозг и тело; что является «нормальным» или «типичным».
А ЕСЛИ ВКЛЮЧИТЬ ЛЕВШЕЙ, ТО…
Когда исследователи действительно включают левшей в исследования, они могут узнать новые факторы о мозге, которые не знали раньше. Намеренно включив в свою работу левшей, Виллемс и его коллеги обнаружили, что у левшей и правшей разная латерализация области мозга, отвечающая за распознавание лиц.
Область в задней части мозга активизируется, когда мы видим другие лица (это особая зона в веретенообразной извилине, отвечающей за распознавание лиц). У правшей эта зона в основном активна в правой части мозга. В выборке левшей активация мозга была более равномерно распределена по правой и левой сторонам.
Это может показаться незначительным, но во многих учебниках правильная латерализация распознавания лица считалась «врожденной», сказал Виллемс. «История заключалась в том, что эволюционно у нас есть определенная часть мозга, специально предназначенная для распознавания лиц. Потому что это так важно для нашего выживания. Это может быть правдой, но в нашей работе мы показали, что мозг может выполнять эту функцию также хорошо, если он разделяет работу между двумя полушариями. Следуя совершенно другим путем, вы можете достичь сходных уровней знаний».
Левши также могут обрабатывать и другую информацию по-разному — переворачивая факты и представления о мозге, которые мы считаем истинными.
«Мы не знаем, чего мы не знаем», сказал Бейли. «Возможно, дело в том, что левши с большей вероятностью проявляют различия в некоторых характеристиках, возможно, в отношении памяти, внимания или структуры мозга. Но мы не знаем об этом, потому что левшей не включают в исследования».
Бейли также считает, что здесь есть еще одно этическое соображение. Оно заключается в том, что у левшей нет преимуществ, чтобы принимать участие в исследованиях. Часто объектами исследований являются студенты колледжей, и им платят за их время или предлагают кредиты на обучение. Если они научные специалисты, они могут на практике увидеть, как проводятся исследования, для них это еще и образовательная возможность.
«Когда у вас есть целая область, которая исключает левшей при проведении исследований», сказал Бейли, «Вы лишаете 10 процентов населения реальных, ощутимых преимуществ, к которым их сверстники имеют свободный доступ».
Размышления о разнообразии исследований не заканчиваются на левшах. Они начинаются там. Это проблема, которая постоянно растет в области психологии и неврологии.
ИТОГИ
«Большая часть результатов исследований, которые мы получаем, о том как работает мозг или какие-либо психологические параметры, происходит от удивительно однородной выборки людей», сказал Виллемс. «Честно говоря, такие вещи, как социально-экономический класс и этническая принадлежность, вероятно, получаются более важны, чем предпочтение рук».
«Я бы сказал, что включение леворуких людей будет наиболее востребованно в исследованиях, которые строят большие базы данных, предназначенные для репрезентативности населения в целом. Это может пролить свет на некоторые особенности функций мозга, но не на все. В итоге это должно побудить к дальнейшим исследованиям, как это может влиять на другие когнитивные функции», отметил Бейли.
Материал переведен и подготовлен Командой «ПравоНалево»
Перепечатка материала возможна только при указании прямой ссылки на страницу материала и упоминании в тексте материала:
Клуб левшей «ПравоНалево»
Основатель клуба — Елена Боева
propravonalevo.com
Рекомендуемые материалы:
ОТЧЕГО ЖИЗНЬ ТАКАЯ ЛЕВОРУКАЯ? ВИНОВАТЫ ЗВЕЗДЫ
НЕЙРОННЫЕ СВЯЗИ ВАШЕГО МОЗГА РАССКАЖУТ, С КЕМ ВЫ БУДЕТЕ ДРУЖИТЬ!
РУКОВОДИТЕЛЬ — АМБИДЕКСТР. ВЫГОДНО ЛИ БЫТЬ ИМ?
Влияет ли выбор способа вскармливания ребенка на леворукость. Грудное или искусственное?